Помните фильм «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове» и другие, где герои после окончания института попадали по распределению в отдаленные населенные пункты, где и отрабатывали полученное за счет государства образование? Как стало известно, Министерство образования и науки РФ намерено вернуться к подобной системе. Для этого чиновники хотят объединить высшие образовательные учреждения в «кластеры» по отраслям и направлениям профильной деятельности, а также согласно специализации того региона, в котором они располагаются. Кроме того, к данной работе планируется привлечь региональные предприятия профильного направления и различные профильные исследовательские центры. Как рассказали в Минобрнауки, сейчас очень важно установить жесткую взаимосвязь между профессиональным образованием и требованиями рынка труда Как вы понимаете, создание образовательных «кластеров» - это не совсем то, что было в Советском Союзе, когда всех молодых специалистов, окончивших профессиональные и профессиональные учебные заведения, принудительно заставляли ехать на работу в то или иное место (чаще всего в село). Напомним, что такая система была введена в тридцатые годы прошлого столетия и прекратила свое существование после распада СССР. Хотя стоит отметить тот факт, что думский комитет по образованию в прошлом году рассматривал предложения о возвращении к советской системе. По словам Наталии Третьяк (заместителя министра образования по законодательным вопросам и проекту «Открытое министерство»), законодательно вернуть полностью советскую систему нельзя, однако в новом законе «Об образовании» предусмотрено сохранение целевого набора студентов с жесткой привязкой с их будущим местом работы, организация учебной практики, предоставление рабочего места после окончания высшего учебного заведения, оказание поддержки и т.д. В новостях Подольска нам бы хотелось отметить, что эксперты отнеслись к данной идее неоднозначно. Так, Андрей Баркин, руководитель Центра образовательных разработок Сколково сказал, что инициатива министерства рассматривается им как попытка удержать специалистов в «своей» профессии, то есть, чтоб молодые специалисты не искали работу не по специальности.
Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, который на протяжении многих лет является «кластером» технических специальностей и в скором времени должен стать основой для технопарка объяснил, что в настоящее время многие студенты учатся без особого желания работать по будущей профессии, так как не знают, куда они пойдут после окончания вуза. По словам Кудрявцева, возрождать советскую систему просто не имеет смысла, так как никого нельзя заставить работать по той или иной специальности, поэтому необходимо выстраивать политику взаимодействия с профильными работодателями, чтоб студенты понимали, для чего они учатся, и что их ждет в будущем. Бывший министр образования, а ныне ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов сказал, что в идее создания образовательных «кластеров» есть здравый смысл, так как в стране на данный момент наблюдается острая нехватка рабочих кадров. По его мнению, нововведение даст возможность готовить специалистов по заказу предприятий, кроме того, студенты смогут проходить практику непосредственно на производстве. Еще один эксперт, Андрей Демидов (глава профсоюза работников образования) оценивает инициативу Минобрнауки положительно, однако опасается того, что в финальном исполнении получится не то, что планировалось.
Демидов считает, что сейчас девяносто процентов студентов проходят практику условно, поэтому важно привлекать к обучению работодателей, чтоб учащиеся смогли сразу включаться в практику предприятия.